Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) — мультифакторное заболевание с генетической предрасположенностью, характеризующееся хронической ановуляцией и гиперандрогенией, преимущественно овариального происхождения, в сочетании с множественными нарушениями метаболизма.

Синдром поликистозных яичников — это симптомокомплекс, включающий наличие клинических и биохимических проявлений гиперандрогении в сочетании с овуляторной дисфункцией и поликистозной морфологией яичников, который диагностируется при исключении других причин гиперандрогении. Синдром поликистозных яичников составляет 80%, а по некоторым данным, 90% всех форм гиперандрогении, ассоциирован с метаболическими нарушениями, является ведущей причиной ановуляторного бесплодия, фактором риска осложнений беременности, развития сахарного диабета 2-го типа и сердечно-сосудистых заболеваний.

Этиология и патогенетические механизмы синдрома поликистозных яичников до настоящего времени полностью не ясны, существует много теорий и научных предположений, которые полностью не объясняют его формирование и многообразие клинических проявлений.

В последние годы широко обсуждается роль гиперсекреции антимюллерова гормона, обусловленной большим количеством антральных фолликулов и увеличением продукции гормона. Предполагается, что антимюллеров гормон ингибирует ФСГ-зависимую активность ароматазы и препятствует дальнейшему синтезу эстрадиола. Тот факт, что в яичниках выявлены различные изоформы рецепторов к инсулину, предполагает возможность непосредственной регуляции ответа на действие гонадотропинов, хотя механизм и сигнальные пути, участвующие в этом процессе, неизвестны. Рассматривается роль нарушений ростовых факторов, секретируемых ооцитом в регуляции роста и созревании фолликулов на ранних стадиях.

В настоящее время рекомендуется выделять 4 клинических фенотипа синдрома поликистозных яичников:

• гиперандрогенемия + олиго- и/или ановуляция + поликистозная морфология яичников;
• гиперандрогенемия А + овуляторная дисфункция;
• гиперандрогенемия + поликистозная морфология яичников;
• олиго- и/или ановуляция + поликистозная морфология яичников.

Для диагностики синдрома поликистозных яичников необходима ультразвуковая оценка морфологии яичников, поскольку увеличение их объема и поликистозная трансформация встречаются в 75-90% случаев. До последнего времени для ультразвуковой диагностики поликистозных яичников использовались критерии, предложенные в Роттердаме в 2003 г.:

• наличие 12 фолликулов и более диаметром от 2 до 10 мм в яичнике и/или
• объем яичника более 10 см3 (изменения могут быть в одном яичнике).

Синдром поликистозных яичников сопровождается рядом признаков, имеющих большое клиническое значение, которые не включены в критерии постановки диагноза. К ним относят ожирение, нарушения углеводного и липидного обмена, составляющие компоненты метаболического синдрома.

Учитывая высокую частоту ожирения среди женщин с синдромом поликистозных яичников (50-80%), всем пациенткам необходимо определять индекс массы тела (индекс массы тела (кг/м2) = масса тела, кг/рост, м2) и окружность талии (рекомендации Общества по гиперандрогениям и синдрому поликистозных яичников, Эндокринологического общества). Диагностика ожирения для европейской популяции проводится по общепризнанным критериям:

• дефицит массы тела — индекс массы тела <18,5 кг/м2;
• нормальная масса тела — индекс массы тела ≥18,5 до 24,9 кг/м2;
• избыточная масса тела — индекс массы тела ≥25,0 до 29,9 кг/м2;
• ожирение I степени — индекс массы тела 30,0 до 34,9 кг/м2;
• ожирение II степени — индекс массы тела 35,0 до 39,9 кг/м2;
• ожирение III степени — индекс массы тела ≥40 кг/м2.
• Для оценки абдоминального ожирения в рутинной клинической практике достаточно изменения окружности талии, которая в норме не должна превышать 88 см.

Нарушения углеводного обмена, характерные для пациенток с синдромом поликистозных яичников, включают инсулинорезистентность и нарушение толерантности к глюкозе. В связи с высоким риском развития сахарного диабета 2-го типа пациенткам с синдромом поликистозных яичников рекомендован скрининг на нарушения углеводного обмена. В настоящее время нет информативного и доступного для рутинной клинической практики метода оценки инсулинорезистентности.

Всем пациенткам с синдромом поликистозных яичников рекомендован скрининг на нарушения толерантности к глюкозе и сахарный диабет 2-го типа путем проведения 2-часового перорального глюкозотолерантного теста с 75 гглюкозы, в случае невозможности — проводят определение гликозилированного гемоглобина:

• нарушение толерантности к глюкозе — уровень глюкозы натощак 6,1-6,9 ммоль/л или через 2 ч — 7,8-11,1 ммоль/л;
• сахарный диабет 2-го типа — уровень глюкозы натощак ≥7,0 ммоль/л или через 2 ч ≥11,1 ммоль/л.
• Вопрос кратности проведения повторного глюкозотолерантного теста остается предметом дискуссий. По рекомендации Общества по гиперандрогениям и синдрому поликистозных яичников повторный глюкозотолерантный тест следует проводить 1 раз в 2 года при нормальной толерантности к глюкозе или чаще, если выявляются дополнительные факторы риска развития сахарного диабета 2-го типа.
• Наиболее частой формой нарушений метаболизма липидов у пациенток с синдромом поликистозных яичников будет дислипидемия (повышение холестерина, триглицеридов, липопротеинов низкой плотности и снижение липопротеинов высокой плотности). Нарушения липидного спектра крови чаще наблюдаются среди пациенток с ожирением, но нередко выявляются и при его отсутствии. В связи с этим всем пациенткам с синдромом поликистозных яичников необходимо проводить определение липидного профиля, при отсутствии нарушений 1 раз в 2 года, при отклонениях от нормы – ежегодно

К основным клиническим проявлениям синдрома поликистозных яичников относят признаки андрогенизации (гирсутизм, акне, алопеция) и овуляторную дисфункцию (нарушения ритма менструаций по типу олигоменореи или аменореи).

ЛЕЧЕНИЕ

Этиология синдрома поликистозных яичников до конца неизвестна, в связи с этим терапия носит симптоматический характер. Терапевтические подходы зависят от планирования беременности на момент обращения пациентки к гинекологу. Цель терапии при незаинтересованности в беременности — регуляция ритма менструаций для профилактики гипер- и неопластических процессов эндометрия, лечение гирсутизма и других кожных проявлений гиперандрогенемии, коррекция метаболических нарушений для профилактики сахарного диабета 2-го типа и кардиоваскулярных заболеваний. Цель терапии при планировании беременности — лечение ановуляторного бесплодия.